Читайте текст или давайте
прослушивать аудиозаписи, но лучше сначала дать просто печатный текст, и пусть
ребёнок его перепишет, сжав. Перед этим ему надо рассказать о способах сжатия
текста: исключение, обобщение и упрощение.
Итак, сначала сокращаем текст по абзацем (каждый абзац надо сжать, но сохранить
важную информацию каждого абзаца). Замечательно, если при этом он применит все
три способа сжатия.
Второй этап подготовки - пишем изложение, когда Вы читаете текст. Читать надо
медленно и два раза. Вообще-то, если делать это по правилам, то первый раз
ребёнок должен прослушать текст, а при втором чтении сделать записи опорных
слов или составить план. Но так могут работать только подготовленные и хорошо
успевающие дети. Если же навыка нет, то надо записывать при каждом чтении,
стремясь как можно больше записать. После этого сокращаем текст на черновике и
переписываем.
Третий этап - изложение под аудиозапись. Она читается быстро, в обычном темпе
нашей речи. Теперь ребёнок должен учиться или быстро записывать, или
воспринимать текст на слух, записывая опорные слова и составляя план.
Думаю, если у Вас есть желание и время, то Вы сами можете помочь ребёнку.
На самом деле, сжатое изложение не такой уж сложный вид работы.
Критерии оценивания (в прикрепленном материале): сжать все абзацы, сохранить абзацное членение, не нарушить
логику, не сделать фактических ошибок, не сочинить ничего от себя. 10 аудиозаписей для подготовки к сжатому изложению 2013
|