[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ] | 24.08.2016, 13:04 |
Эффективные педагогические технологии – условие повышения качества воспитания в процессе реализации ФГОС (выступление на методическом объединении классных руководителей)
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...» М. Поташник 1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги!
2 слайд: Хочу начать свое выступление со слов педагога-новатора М. Поташника: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...». Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Передо мной часто возникал вопрос «Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в пятом классе и удержать этот интерес до окончания школы?». И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. 3 слайд: В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. 4 слайд: Выпускник современной школы должен: - уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; - самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления; - четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; - грамотно работать с информацией; Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в системе воспитательной работы необходимо использовать эффективные педагогические технологии. 5 слайд: Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, школ, направлений, использовать весь арсенал педагогического опыта. Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями. 6 слайд: В настоящее время учителя успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе -технология разноуровневого обучения; 7 слайд: Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. В практику многих педагогов вошел так называемый социальный урок. Уроки – ежедневная реальность жизни учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. считаю, что таких уроков не хватает в школе. Уроки социальной жизни” - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности школьников, формирование у них позитивного взгляда на жизнь.
8 слайд: В рамках Всероссийского Интернет-урока, проводимого по инициативе Министерства образования РФ во многих школах и классах были проведены Уроки Доброты, при проведении которых были использованы материалы и рекомендации, разработанные фондом «Со-единение». 10 слайд: Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Несмотря на то, что эта технология были разработана и внедрена более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни. Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, провели»). Постулаты КТД: - коллективное творчество; - единое дело и добровольное участие в нём; - свобода выбора форм деятельности; - содружество взрослых и детей; - развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды КТД Трудовые КТД (Трудовой десант») Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг») Художественные КТД (художественно-эстетическое творчество) Спортивные КТД («Спартакиада») Экологические КТД (забота о живом мире природы) Современные информационные технологии позволяют учителю выйти на новый уровень организации КТД. Существует масса Интернет-ресурсов, которые позволяют нам с детьми принимать участие в социально значимых акциях и получать свидетельство об участии.
11 слайд: Так, мы приняли участие в в социально значимой акции «Дари добро», посвященной Международному Дню пожилых людей.
12 слайд: В рамках III Интернет-Конференции "Если хочешь быть здоров - будь им!" проводилась акция «Мы делили апельсин…» . Обучающиеся приняли участие в данной акции, в рамках которой они дарили любой полезный фрукт: яблоко, грушу,апельсин и т.п. - своим педагогам, соседям, одноклассникам и рассказывали о полезных качествах фрукта.
13 слайд: В акции «Привет солдату» приняло участие 27 обучающихся. Ребятами была собрана посылка массой 2кг 600г. Посылка была отправлена выпускнику нашей школы. Девочки написали ему письмо, в котором рассказали о родной школе, передали привет от учителей и пожелали хорошей службы. Также вложили фото родного города Балаково, которое будет напоминать Максиму о его малой родине.
14 слайд: В рамках экологической конференции "Земля - наш общий дом" проходила Акция «Весна идёт - весне дорогу», в которой мы приняли участие- провели субботник на школьном дворе.
15 слайд: Безусловно, повышению качества воспитания способствует использование здоровьесберегающих технологий. Нами ведется паспорт здоровья класса, регулярно проводятся мероприятия по сохранению здоровья. За время совместной работы с воспитанниками накопился достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни, и им пришла идея волонтерского движения.
16 слайд: Свою волонтерскую деятельность они решили направить на пропаганду здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников. Так появилась программа волонтерской работы «Мы выбираем здоровый образ жизни», главным направлением которой является сохранение здоровья школьников. Цель программы – формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
17 слайд: Совместно с родителями оформлен уголок Здоровья.
18 слайд: Широко используется в воспитательной работе и технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ежегодно в школе проходит научно-практическая конференция «Ботан , где ребята представляют результаты своих исследований. В прошлом учебном году группой учащихся 5 класса был разработан социальный проект под творческим названием «В Балаково нельзя не влюбиться». О Саратовском крае написано немало, и участникам проекта казалось, что о своем крае они знают достаточно. Однако когда мы в начале учебного года посетили Музей истории города, он предстала перед ними неизведанной картиной.
19 слайд: Они убедились, что балаковцам, есть чем гордиться! Но, к сожалению, не все их сверстники проявляют должный интерес к истории, памятникам культуры родного города. А гости нашего города уезжают с надеждой вернуться еще раз в Балаково, чтобы продлить минуты наслаждения от увиденного. Им захотелось узнать, чем Балаково отличается от других городов России и что может заинтересовать туристов в нашем городе. В связи с 80-летием Саратовской области, актуальность проекта очевидна.
20 слайд: Учащимися была выдвинута гипотеза: известно, что с конца 50-х годов XX в. в Балаково начинается эпоха громадного промышленного строительства. Один за другим стоятся такие гиганты, как ГЭС, химзавод, АЭС, сортовой завод «Северсталь». Сегодня Балаково - промышленный центр, в котором проживает около двухсот тысяч человек. В чем же заключается притягательность нашего города? Чем можно гордиться балаковцам, кроме крупных промышленных предприятий? Обозначены цели и задачи проекта.
21 слайд: Результаты проектной деятельности были представлены обучающимися на различных уровнях. Но самое главное, они сделали вывод, что чувство малой Родины всегда живёт в сердце. От родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь. Участие в проекте помогло создать им образ своей родины, образ своего города, края.
22 слайд: В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
23 слайд: Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. С большим интересом ребята участвуют в командных сетевых проектах и конкурсах, результативность участия в которых вы видите на слайде. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.
В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику. Основная нагрузка по обеспечению внедрения современных воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива. Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества. Применение современных технологий в воспитательном помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для развития творческих способностей, умения обосновать свои действия, свободно высказываться. Я стремлюсь поддержать творческий потенциал детей, поддержать у них стремление проявить себя. Сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей – это задача, достойная учителя! Результатом применения в воспитательном процессе приведённых мной технологий могу с уверенностью назвать следующее - приобретение навыка самостоятельно организовывать творческую деятельность, - активизация творческой и познавательной активности учащихся, - формирование положительных личностных качеств воспитанников, - формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Воспитать в детях лучшие личностные качества – вот наша задача.
Я думаю, что благодаря эффективным педагогическим технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
Я желаю нашим педагогам Творческих успехов много-много! Чтобы новый старт был плодотворным, Настроение – приподнято-мажорным!
Пусть вас ценят, любят, уважают И, конечно, с полуслова понимают!
Спасибо за внимание!
| |
Просмотров: 425 | Загрузок: 7 | |
Всего комментариев: 0 | |