Эффективные педагогические технологии – условие повышения качества воспитания в процессе реализации ФГОС
[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ]24.08.2016, 13:04

Эффективные педагогические технологии – условие повышения качества воспитания в процессе реализации ФГОС (выступление на методическом объединении классных руководителей)

 

 

         «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой,

повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века

использовать неэффективные, устаревшие технологии

воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие

 больших временных затрат и не гарантирующие

качество воспитания...»

М. Поташник

            1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги! 

 

2 слайд: Хочу начать свое выступление со  слов педагога-новатора М. Поташника: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...».
          Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой.

Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Передо мной часто возникал вопрос «Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в пятом классе и удержать этот интерес до окончания школы?». И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

        3 слайд:  В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

4 слайд: Выпускник современной школы должен:

- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в системе воспитательной работы необходимо использовать  эффективные педагогические технологии.

            5 слайд: Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, школ, направлений, использовать весь арсенал педагогического опыта. Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

6 слайд: В настоящее время учителя успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе

-технология разноуровневого обучения; 
-технология модульного обучения; 
-технология проектного обучения; 
-личностно-ориентированная технология; 
-технология здоровьесберегающая; 
-технология учебной деловой игры; 
-технология проблемного обучения; 
-технология развития критического мышления через чтение и письмо; 
-технология проведения учебных дискуссий; 
-технология дифференцированного обучения; 
-технология развивающего обучения; 
-информационно-коммуникационная технология; 
-педагогическая технология В.М.Монахова. 
Остановлюсь на некоторых технологиях.

              7 слайд: Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

В практику многих педагогов вошел так называемый социальный урок. Уроки – ежедневная реальность жизни учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека.  считаю, что таких уроков не хватает в школе. Уроки социальной жизни” - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности   школьников, формирование у них позитивного   взгляда на жизнь.

 

8 слайд: В рамках Всероссийского Интернет-урока, проводимого по инициативе Министерства образования РФ во многих школах и классах  были проведены Уроки Доброты,  при проведении которых  были использованы материалы и рекомендации, разработанные фондом «Со-единение».
       Проведение социального урока «Знакомимся с людьми, которые не видят и не слышат» способствовало разрушению барьеров во взаимодействии с инвалидами, формированию гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха, а также повышению информированности о проблемах слепоглухих людей.
       9 слайд: В ходе урока обучающиеся познакомились с основами общения со слепыми, глухими или слепоглухими  людьми посредством письма на ладони печатными буквами (дермография), или с использованием специальной азбуки жестов (дактилология), где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.
        Для ребят были показаны документальный фильм «Мир слепоглухих», видеоролики «Слово на ладони» и «Один в темноте», презентация «Слепоглухие: кто они такие? Как им помочь?». Дети активно проявили свой интерес  к той новой для них информации, которой был посвящён урок.
       Безусловно,  такие уроки никого не оставят равнодушными, и наши дети не пройдут мимо проблем людей с ослабленным зрением и слухом.   Тема доброты, толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по слуху и зрению, очень важна для ребят.

10 слайд: Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы  технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Несмотря на то, что эта технология были разработана и внедрена более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

 – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

  Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, провели»).

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды КТД

Трудовые КТД (Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг»)

Художественные КТД (художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД («Спартакиада»)

Экологические КТД (забота о живом мире природы)

Современные информационные технологии позволяют учителю выйти на новый уровень организации КТД. Существует масса Интернет-ресурсов, которые позволяют нам с детьми принимать участие в социально значимых акциях и получать свидетельство об участии.

 

11 слайд: Так, мы приняли участие в в социально значимой акции «Дари добро», посвященной Международному Дню пожилых людей.

 

12 слайд: В рамках III Интернет-Конференции "Если хочешь быть здоров - будь им!" проводилась акция «Мы делили апельсин…» . Обучающиеся приняли участие  в данной акции, в рамках которой они  дарили любой полезный фрукт: яблоко, грушу,апельсин и т.п. - своим педагогам, соседям, одноклассникам  и рассказывали  о полезных качествах фрукта.

 

13 слайд: В акции «Привет солдату» приняло участие 27 обучающихся.  Ребятами была собрана посылка массой 2кг 600г.

Посылка была отправлена выпускнику нашей школы. Девочки написали ему  письмо, в котором рассказали о родной школе, передали привет от учителей и пожелали хорошей службы. Также вложили фото родного города Балаково, которое будет напоминать Максиму о его малой родине.

 

14 слайд: В рамках экологической конференции "Земля - наш общий дом" проходила  Акция «Весна идёт - весне дорогу», в которой мы приняли участие- провели субботник на школьном дворе.

 

15 слайд:  Безусловно, повышению качества воспитания  способствует использование здоровьесберегающих технологий. Нами ведется паспорт здоровья класса, регулярно проводятся мероприятия по сохранению здоровья. За время совместной работы с воспитанниками  накопился достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни, и им пришла идея волонтерского движения.

 

16 слайд:  Свою волонтерскую деятельность они  решили направить на пропаганду здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников. Так появилась программа волонтерской работы «Мы выбираем здоровый образ жизни», главным направлением которой является сохранение здоровья школьников. Цель программы – формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

 

17 слайд: Совместно с родителями оформлен уголок Здоровья.

 

18 слайд: Широко используется  в воспитательной работе и технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ежегодно в школе проходит научно-практическая  конференция «Ботан , где ребята представляют результаты своих исследований.  В прошлом учебном году группой учащихся 5 класса был разработан социальный проект под творческим названием «В Балаково нельзя не влюбиться». О Саратовском крае написано немало, и участникам проекта  казалось,  что о своем крае они знают достаточно. Однако когда мы в начале учебного года посетили Музей истории города, он предстала перед ними неизведанной картиной.

 

19 слайд: Они убедились, что  балаковцам, есть чем гордиться! Но, к сожалению, не все их сверстники проявляют должный интерес к истории, памятникам культуры родного города. А гости нашего города уезжают с надеждой вернуться еще раз в Балаково, чтобы продлить минуты наслаждения от увиденного. Им  захотелось узнать, чем Балаково отличается от других городов России и что может заинтересовать туристов в нашем городе.

В связи с 80-летием Саратовской области, актуальность проекта очевидна.

 

20 слайд: Учащимися была  выдвинута гипотеза: известно, что с конца 50-х годов XX в. в Балаково начинается эпоха громадного промышленного строительства. Один за другим стоятся такие гиганты, как ГЭС, химзавод, АЭС, сортовой завод «Северсталь».  Сегодня Балаково - промышленный центр, в котором проживает около двухсот тысяч человек. В чем же заключается притягательность нашего города? Чем можно гордиться балаковцам, кроме крупных промышленных предприятий?

            Обозначены цели  и задачи проекта.

 

21 слайд: Результаты проектной деятельности были представлены обучающимися на различных уровнях.

Но самое  главное, они сделали вывод, что чувство малой Родины всегда живёт в сердце. От родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь. Участие в проекте помогло создать им   образ своей родины, образ своего города, края.

 

22 слайд: В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

 

23 слайд: Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.  С большим интересом ребята участвуют в командных сетевых проектах и конкурсах, результативность участия в которых вы видите на слайде.   Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.          

 

В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети   принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику. 

 Основная нагрузка по обеспечению внедрения современных  воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива. Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества.

Применение современных   технологий  в воспитательном  помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для развития творческих способностей, умения обосновать свои действия,   свободно высказываться. Я стремлюсь поддержать творческий потенциал детей, поддержать у них стремление проявить себя. Сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей – это задача, достойная учителя! Результатом применения в воспитательном процессе приведённых мной технологий   могу с уверенностью  назвать следующее                                                                                                                     

 - приобретение навыка самостоятельно организовывать творческую деятельность,                                    

 - активизация творческой и познавательной активности учащихся,                                                                     

 - формирование положительных личностных качеств  воспитанников,                                                          

   - формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.                       

Воспитать в детях лучшие личностные качества – вот наша задача.

 

Я думаю, что благодаря эффективным педагогическим технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

 

Я желаю нашим педагогам

Творческих успехов много-много!

Чтобы новый старт был плодотворным,

Настроение – приподнято-мажорным!

 

Пусть вас ценят, любят, уважают

И, конечно, с полуслова понимают!

 

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 425 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0