ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
[ Скачать с сервера (9.56 Mb) ]15.10.2018, 17:12

 «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обязаны применять педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» п.1,5,7 статья 48 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Одной из первостепенных задач учителя является обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (ФК ГОС). Требования к педагогическому работнику современной системы образования таковы:

- высокий творческий потенциал;

- аналитические и коммуникативные способности;

- умение самообразовываться и самосовершенствоваться.

Современное средство профессионального саморазвития педагогов – индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога  (индивидуальная траектория профессионального развития). Обратите внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

1. Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

2. Инновационная деятельность педагога, освоение новых педагогических технологий

3. Исследовательская деятельность

4. Активное участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.

5. Трансляция  собственного педагогического опыта.

6. Аттестация педагогов, повышение квалификации

7. Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка.

«Учитель живёт, пока учится»,  – так считал  русский педагог Константин Дмитриевич  Ушинский. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя

Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний.  Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя следующие направления:

Изучение психолого-педагогической литературы

Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

Работа над темой самообразования

Участие в системе школьной методической работы

Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Руководство повышением квалификации других учителей

Работа в составе органов управления школой  (профсоюзный комитет, Управляющий совет и т.п.), а также его функциональные обязанности)

Написание плана – это творческая работа.  Важно, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не приобрела формальный характер.  Нацеливает  на создание индивидуального плана профессионального роста анализ результатов профессиональной деятельности учителяВ течение учебного года  работала над методической  темой  самообразования  «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ  И ЛИТЕРАТУРЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС ООО».

Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета в связи с переходом на новые ФГОС ООО, повышение уровня обученности учащихся, уровня педагогического мастерства. Принимала участие в работе всероссийской научно-методической конференции  по теме «Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации», где был представлен опыт работы по теме «Проектная деятельность на уроках литературы как неотъемлемая составляющая формирования творческого мышления в рамках реализации ФГОС». По материалам конференции издан сборник, где имеется моя публикация.  Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. В прошлом учебном году в рамках Марафона открытых уроков нашими педагогами было проведено 14 уроков. За  творческое выполнение профессиональных обязанностей и плодотворное сотрудничество с Педагогическим обществом  были  награждена Почетной грамотой Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России».  На XII региональной методической  конференции "Слагаемые профессиональной компетентности педагога" был представлен опыт работы по реализации ФГОС ООО в 5-х классах по теме «Проектная деятельность на уроках литературы как неотъемлемая составляющая формирования творческого мышления в рамках реализации ФГОС ООО».   Приняла  участие в межмуниципальной Панораме педагогических идей и инноваций, где представила опыт работы по теме «Учебный диалог на уроках русского языка и литературы как важная составляющая системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО».  Была  проведена работа по  усовершенствованию работы по методике подготовки к итоговому сочинению, ЕГЭ и ОГЭ: являюсь участником   вебинаров  по темам "Обучение написанию итогового сочинения на уроках развития речи (на основе УМК «Русский язык» под ред. В.В.Бабайцевой", «Сочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль». Прошла обучение по программе семинара «ОГЭ, ЕГЭ. Приемы обучения школьников пониманию, интерпретации текстов (в контексте ФГОС) в процессе подготовки к написанию сочинений».  11Б – все получили зачет за итоговое сочинение.

Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям.

Прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Методика разработки и создания курсов дистанционного обучения школьников» в объеме 116 часов. Также принимала участие в работе методических семинаров на базе ГАУ ДПО «СОИРО» по темам «Методика создания дистанционных курсов в системе Moodle» и «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении».Работа по данному направлению проводилась и в 5А классе с использованием дистанционного курса «Знаю правила – пишу правильно».  Положительным опытом, результаты которого можно рассматривать как удовлетворительный итог этой  деятельности, считаю повышение уровня качества знаний учащихся при их диагностировании по предмету В таблице ниже мы видим динамику  качества знаний,  согласно промежуточной аттестации при 100% успеваемости:

 

Класс

"5"

"4"

"3"

"2"

%кач.

СОУ

Успеваемость

18.05 

8

23

1

0

96,9%

(+11,6%)

72,1%

100%

16.12 

14

15

5

0

85,3% (+11,1%)

74,7%

100%

15.09. 

20

8

0

74,2%

60,3%

100%

Самоанализ помогает учителю спланировать работу по развитию своей профессиональной компетентности уже в новом качестве и на более высоком уровне. Развитию  профессиональной компетентности педагога  способствуют и использование активных  форм работы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах; Следует отметить, что ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
– за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов. Значительно выросла и доля учащихся, ставших призерами и победителями различных конкурсов, олимпиад, соревнований, научно-практических конференций. Проектом года можно назвать наш творческий проект «В Балаково нельзя не влюбиться». Результаты проектной деятельности были успешно представлены обучающимися на различных уровнях. В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 268 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0