Мастер-класс родительского собрания "Портрет современного подростка"
[ Скачать с сервера (12.14 Mb) ]15.10.2018, 18:07

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш сегодняшний  мастер-класс  пройдет в форме коучинг занятия и будет посвящен одному из глобальных вопросов  всех времен – воспитанию ребенка. Мы  будем решать вопросы, решение которых в повседневной жизни, возможно, не получает должного внимания или мы не знаем, как подойти к его решению. Я перед вами выступлю в роли коуч-классного руководителя. Использование коуч-технологии позволило нам выделить проблему проведения современного родительского собрания.

Давайте представим себе ситуацию: отменили родительские собрания! Кто воспримет это положительно? Кто – отрицательно? Почему? Что Вы будете делать в этой ситуации? Чем Вы замените эту традиционную форму работы с родителями? Что можете предложить в качестве альтернативы родительскому собранию? Согласитесь, альтернатив не так уж и много. А эффективных и того меньше. Итак, родительское собрание -  достаточно важная форма работы с родителями Однако при подготовке и проведении его мы все сталкиваемся с определенными трудностями.  Часто можно услышать от родителей: «Что мне там делать? Оценки я в дневнике посмотрю!». Бывает и так: многие классные руководители добиваются высокой посещаемости родительских собраний, но какой ценой?

Уважаемые коллеги, посмотрите на слайд. Знакомая картинка? За детскими партами втиснуты взрослые дамы, среди них одинокий или  парочка представителей мужского пола. Учитель берет журнал, по очереди рассказывает о детях, подчеркивает их достоинства и недостатки. Часть родителей сидит уверенно и спокойно, даже крылья растут у них за спиной. А часть, вжимаясь, ерзают на стуле, всякий раз вздрагивая, когда учитель произносит имя сына или дочери. Знакомая для вас ситуация? Наше собрание будет другим!

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции?

 Я не буду рассказывать вам о требованиях к проведению родительского собрания. Вы их видите на слайде. Но о них не следует забывать. Считаю, что в первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.

На слайде вы видите, какими могут быть   родительские собрания по содержанию. В настоящее время практикой накоплено многообразие форм проведения родительских собраний. Предлагаю провести «Аукцион педагогических идей» - назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний. (Называют, а на слайде схема моя, обобщаю) Так каким должно быть сегодня родительское собрание? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла небольшие изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний, стала активно применять информационные технологии при подготовке и проведении родительских собраний. В результате я повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, повысила их явку  на собрания, активизировала родителей на решение проблем воспитания.

Вот темы родительских собраний, где может быть использована та методика, с которой я хочу вас сегодня познакомить:

  • «Детей не надо «воспитывать», с детьми надо дружить»;
  • «О здоровье - всерьез»;
  • «Компьютер – не забава»»
  • «Возрастные особенности школьников на разных этапах обучения»;
  • «Как подготовить ребенка к жизни»
  • «Вот и стали мы на год взрослее…»

Остановлюсь на основных этапах подготовки родительского собрания и продемонстрирую их на примере собрания в моем 7 классе по теме: «Портрет современного подростка»

«Ребенок – импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души», - сказал известный педагог  и психолог Ш.А. Амонашвили. Мой девиз классного руководителя: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».

Уважаемые коллеги, родители, наши дети так замечательно учатся. Природа наделила их такой предприимчивостью, такой любознательностью. У них есть внутренний импульс необычной силы. НО:

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Коллеги, как бы вы определили цель нашего собрания, о чем мы с вами сегодня будем говорить?Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

Прием коучинга «Масштаб цели»

Цель нашего собрания: научиться понимать внутренние мотивы современного подростка, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростками.

Упражнение «Ассоциации»

Предлагаю вам назвать слова-ассоциации к слову «подросток» (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление)

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность. Иногда мы, как родители, желаем для своих детей вовсе не того, что надо желать. Когда они маленькие, нам хочется, чтобы они были спокойные и послушные, а такими могут быть только нездоровые в психическом отношении дети. В подростковом возрасте мы хотим, чтобы наш ребёнок подчинялся дисциплине и выполнял все наши требования, а таким может быть только нездоровый в психологическом отношении ребёнок. 3-х- 4-х- летний ребёнок должен всюду лазить, все исследовать, быть в определённом смысле неуправляемым – у него формируется познавательная сфера и самостоятельность. Подросток же должен отрицать власть родителей, ведь у него формируется личность. Всё это – обязательные этапы развития ребёнка.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребёнка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Современный подросток живёт в мире политических и экономических санкций. В то время, когда противостоять ситуациям сложно даже взрослым.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Тренинг «Портрет современного подростка»: перед вами портреты подростков. Мы тоже были подростками, но это было другое время. Давайте попытаемся вернуться в свой подростковый возраст, но в настоящее время: какие проблемы у современного подростка.

Что он видит: друзья,  школа, учитель, машины, техника, мода, крутые телефоны.

Что он слышит: нотации, мораль, негатив, агрессия, мат, музыка.

Что он говорит: прозвища, мат, жаргон, слова-паразиты

Что он чувствует: одиночество, разочарование, влюбленность, ожидание любви, правда-ложь, повышенное чувство справедливости

Что он думает, о чем мечтает: любовь, несправедливость в мире, несправедливость по отношению  к нему, экзамены, будущее, много денег, шикарная жизнь

Что он делает: мечтает, тусуется, занимается в кружках, дерутся, спорят.

Очень интересна связка: думает-делает: думает о многом в будущем, но ничего не делает для этого в настоящем.

Заслушиваем итоги работы групп и возвращаемся к приему «Масштаб цели»

Так что же, уважаемые коллеги, родители, мешает нам достигнуть поставленную цель?

Предлагаю вам определить способы преодоления этих препятствий.

1 группа определяет причины вызывающего поведения подростков. За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

2 группа вырабатывает принципы общения с подростком

Типичная фраза

Как необходимо говорить

Ты должен учиться

«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»

Ты должен думать о будущем

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию

планируешь выбрать?»

Ты должен уважать старших

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры

человека»

Ты должен слушаться учителей и родителей

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»

«Ты лжец!», «Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду».

«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

Рецепт «Общение подростка с родителями»

Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Принципы толерантного общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

 

Если мы наполним мир ребенка книгами, положительными приключениями и эмоциями, если он сможет говорить нам, родителям и взрослым, о своих мыслях и чувствах, без опаски задавая любые вопросы, буде т и уважение, и ответственность, и любовь. Никто из нас не может вырастить идеального ребенка. Так уж устроен человек. Но мы можем получать большое удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки.

Не стоит бояться безоценочно принимать своих подросших детей и давать им больше свободы. На свете нет, пожалуй, ни одного человека, который хотел бы стать злодеем, сломать собственную жизнь. И наши подростки хотят быть любящими и любимыми, добрыми, реализовавшими себя людьми. Цель родителей – дать детям силы и возможности осуществить свою мечту.

 

 

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 1000 | Загрузок: 26 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0