Методический семинар "Групповое обучение как конструктор личностного роста ученика"
25.03.2019, 16:31

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогическую мастерскую по теме «Групповое обучение как конструктор личностного роста ученика».

Вы, наверное, узнали музыку из замечательного фильма, снятого по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось…».

В другой своей книге «Отчаянная осень» она описала идеальный урок: «Любой из этих уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать…»

Учить добывать знания (САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ)

Слушать и ладить с людьми (ТЕРПИМОСТЬ)

Эффективно мыслить (МЫШЛЕНИЕ)

Работать в группе (СОТРУДНИЧЕСТВО)

Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ)

Уметь находить позитив (ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ)

Осознавать собственные возможности в сложившейся ситуации (АДАПТИВНОСТЬ)

Именно эти качества лежат в основе успешной личности ученика.

В требованиях государственных стандартов особый акцент делается на метапредметные и личностные результаты, где ученик выступает субъектом образовательного процесса. Главная задача любого педагога -достичь этих результатов. Этому способствуют педагогические технологии, которые я использую в своей деятельности.

  • личностно-ориентированная технология;
  • технология коллективного способа обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • информационно-коммуникационная технология.

Помните, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина богатыри возвратились домой и обнаружили там заблудившуюся гостью? Как они определили, кто эта незнакомка? «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».

Думаю, со мной многие согласятся, что умение говорить правильно, образно очень важно, ведь по речи человека можно судить не только о его интеллектуальном уровне, но о духовном и нравственном развитии.

Проведенное устное собеседование по русскому языку в 9 классах показало, что дети не умеют осмысленно читать, выделять главную мысль, их ответы односложны.

Почему же несложные испытания становятся для многих колоссальной проблемой? А речь современных подростков так однообразна, невыразительна и скудна? Они стали меньше читать? Или виртуальный мир заменил им реальность? Да, возможно. А именно умение правильно говорить, доносить свою мысль до собеседника – это одно из условий развития успешной личности.

В результате возникших противоречий появилась проблема: как помочь раскрыться личности ребенка, выработать навыки успешного существования в мире. На мой взгляд, необходимо создать благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке и определяет его личностный рост.

Поэтому основой для этих условий является теория личностно ориентированного обучения, воплощающая идеи гуманистической педагогики. А также на мой опыт повлияли работы известных педагогов и психологов (И. С. Якиманской, В.В. Давыдова, В.А.Сухомлинского, английского ученого Рег Реванса), которые в своих трудах отмечали, что главное на уроке – это деятельность, это добывание знаний через взаимодействие друг с другом; и исследования, посвященные изучению потенциала групповой учебной работы для развития личности ( В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова)

В поисках форм организации деятельности я пришла к выводу, что групповое обучение поможет мне в решении данной проблемы. Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех, не нова, но время вносит свои акценты в определении цели, механизмов такой работы, оценки результатов и т.д.

Поэтому моя цель:конструирование через групповое обучение такой образовательной среды, в которой каждому ученику гарантируется комфорт и успешное развитие

Задачи:

  • обеспечить развитие самопознания, рефлексивных способностей, научить владеть способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции.
  • сформировать у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности, оригинальные подходы к решению задач;
  • введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
  • обеспечить учащихся системой научных знаний.

Как же найти тот алгоритм конструктора личностного роста ученика? Как можно на практике осуществить обучение путем общения в парах, группах, когда каждый учит каждого?

В этом мне помогает обращение к уже существующим методам и приемам. Я создала свой алгоритм: это алгоритм от простого к сложному, который дает возможность каждому ребенку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

Представляю вашему вниманию мой конструктор, который я использую на уроках.

При помощи приемов «Выбор», «Шифровальщик», «Дерево предсказаний» создается в группе комфортная дружеская обстановка. Ребята определяют, как они будут работать на уроке, чтобы их деятельность была успешной.

На этапе актуализации знаний перед детьми ставится практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт. Приемы «Сложение целого текста из частей», «Письмо с дырками», «Ключевые слова», «Перепутанные инструкции», «Мозговой штурм» позволяют поставить учащихся в ситуацию успеха – МЫ ЭТО ЗНАЕМ. Работа в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся. А значит, можно ставить более сложные задачи.

Интеграция методов коллективного исследования и побуждающего диалога Слайд («Верю – не верю», «Логическая цепочка», «Мозаичная группа», «Групповая дискуссия», «Побуждающий диалог») способствует выходу из проблемной ситуации. В группах сменного состава обучающиеся работают с различными источниками информации. Использование данных методов позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка. Не нужно бояться использовать при групповой работе задания и повышенной сложности, потому что именно групповая работа позволяет создать «ситуацию успеха» для любого ученика.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи ученики не только используют уже имеющиеся знания. Но и с помощью различных приемов (Игра «Продолжи», «Снежный ком») находят новый способ выполнения уже известного им действия.

То есть цель здесь – не столько решать и решить, сколько создать (найти, построить, выделить) способ решения. Именно такое целеполагание делает осмысленным групповое взаимодействие: вместо индивидуальных ''решений'' учащиеся начинают предлагать друг другу различные способы решения и обсуждать их.

Процесс МЫШЛЕНИЯ пронизывает групповое взаимодействие. Группа не

обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовые решения – группа размышляет.

На этапе рефлексии, на мой взгляд, очень важно организовать обсуждение процесса работы. Он не так часто встречается в реальной практике. Можно задать ученикам вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?». Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе.

Мой конструктор, который я условно для себя назвала «От простого к сложному» позволяет в старших класса применять более сложные методики групповой работы. Одна из таких методик - методика Ривина)

В основном она используется для чтения научной литературы. Происходит поабзацное членение текста, создаются схемы, план, картинки и т.п.

В 5-7 классах элементы данной методики использую на уроках при анализе лирических произведений. Предлагаю учащимся на уроке проработать в паре со стихотворением Е. Баратынского «Весна, весна, как воздух чист…», опираясь на алгоритм, который оформлен для учащихся в виде листа наблюдения. Этот метод позволяет найти в тексте ключевые слова, показывающие, что автор видит, слышит, чувствует, чтобы лучше понять автора и создать собственный текст.

Алгоритм 2

1. Прочти стихотворение и определи его тему.

2. Найди и выпиши ключевые слова, помогающие понять: что видит поэт?

3. –/– что слышит?

4. –/– чувствует?

5. –/– о чём думает?

6. Найди слова-средства для того, чтобы описать свое мировосприятие, мироощущение, миропонимание (сравнения, олицетворения, эпитеты, и т.д.).

7. О чём думает поэт? – найди в тексте или сформулируй своими словами главную идею.

8. Напиши свой текст, озаглавь его, определи идею, выразительные средства, наблюдения, (вижу–слышу–чувствую–думаю).

Лист наблюдений

Тема
стихотворения

Весна (Весна, весна, как воздух чист)

Что видит поэт

Небо, плывущие облака, ручьи, ледоход на реке, деревья в роще

Что слышит

Журчание ручья, шум ледохода, шорох листьев под ногами, пение жаворонка

Что чувствует

Резь в глазах от солнечного света, запах листвы под ногами

Как это описывает (сравнения, олицетворения…)

Воздух чист, небосклон ясен, лазурь живая, ветерок с крыльями, облака ласкаются, река торжествует, хребет реки, вышина яркая, лист ветхий, душистый, шумный, жаворонок незримый

Что хотел сказать (главная идея)

Заздравный гимн весне

Мой текст.

Тема – весенняя прогулка, идея – как хорошо!

 

 

 

Весенняя прогулка.

Идёшь по роще вдоль реки в ясный весенний денёк – как хорошо!

Сколько звуков вокруг! Под ногами шуршат перезимовавшие под снегом листья, издавая неповторимый лесной аромат; от реки слышится, как гремят, звенят льдины, громоздясь друг на друга; журчит лесной ручей, сияя солнечными бликами, торопится к реке. И вдруг, откуда-то с высоты, раздается песня жаворонка! Поднимаю голову и пытаюсь его разглядеть. Какое яркое небо, оно сверкнуло прямо в глаза так, что зажмуриваешься от неожиданности! Облака, словно живые, постоянно меняются, и как будто светятся, словно пронизаны солнечным светом. И сколько ни вглядываешься в высокую синеву сквозь обнажённые ещё ветви, жаворонка не разглядеть, только не умолкает его ликующая трель и – радует! Как хорошо!

 

Методика Ривина хорошо работает и в 8-9 классах при подготовке к пересказу текстов публицистического стиля, которые предлагаются на устном собеседовании в 8-9 классах.

Остальное, конкретное содержание оформляется в виде набросков (очень важны существительные).

Из инновационных форм работы по развитию речи предлагаю обратить внимание на возможность включения в речевой опыт школьника роли интервьюера. Жанр интервью широко известен, но говорить об использовании интервью в качестве приема работы в школе не принято. Между тем, включение роли интервьюера в речевую деятельность школьников очень эффективно. Предлагаю Вашему вниманию небольшое интервью, участниками которого являются члены кружка по «Риторике» и 9-классники.

Но только в сочетании с другими формами обучения групповая форма организации дает положительные результаты, выбор которых определяется в зависимости от решаемых задач на уроке, специфики содержания материала и т.д.

Показателем успешности применения приемов группового обучения на уроках является положительная динамика предметных результатов.

За последние четыре года значительно увеличилось количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность, охваченных олимпиадным движением. Мне есть чем гордиться. Мои ученики - победители муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов. Они успешны не только в предметной области, но и артистичны, прекрасно владеют даром красноречия, умеют отстаивать свою точку зрения, быстро и легко адаптируются в новых условиях, проявляют лидерские качества и имеют активную жизненную позицию.

Методы и приемы, которые я использую в своей педагогической деятельности, работают и способствуют личностному росту ученика. Велик потенциал групповой работы, при которой школьник становится важным участником общего дела. В этих условиях он овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной успешной деятельности. Конструктор личностного роста ученика постоянно совершенствуется, и в нем всегда найдется место для новых идей и свершений!

Презентация методического семинара доступна по ссылке

 

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 268 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0