Продуктивные формы краеведческой работы в школе (из опыта классного руководителя)"
[ Скачать с сервера (637.5 Kb) ]15.10.2018, 22:06

В последние годы в школе поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.
К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».
Эта мысль не потеряла своей актуальности и до настоящего времени.
 
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

  • история– это история людей;
  • корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;
  •  в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;
  •  труд – основной источник материального и духовного богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся:

  • развивать наблюдательность, научную любознательность;
  • повышать интеллектуальный и культурный уровень личности;
  • расширять кругозор, эрудицию;
  • приобщаться к творческой деятельности;
  • психологически готовиться к труду;
  • воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине;
  • формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;
  • приобретать навыки экскурсовода, работы в школьном музее.

Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.  Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Многое зависит от личности педагога. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

7 сентября 2017 года на базе МАОУ СОШ № 26  прошло мероприятие «Город судьбы моей». Данное событие было приурочено к празднованию 255 – летия города Балаково. На мероприятии присутствовали кандидаты в Областную Думу Чепрасов Иван Васильевич и Болякина Ольга Владимировна. Волонтеры 7А класса организовали акцию «В Балаково нельзя не влюбиться», в ходе которой раздали гостям и жителям микрорайона самостоятельно изготовленные буклеты о родном городе, в которых рассказали о достопримечательностях нашего города. Ребята отметили, что чувство малой Родины будет всегда жить в их сердцах. Ведь именно от родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь. Выступили с призывом любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Цель акции была достигнута: ребята перед жителями микрорайона открыли чудесный и загадочный мир исторических фактов родного города, которые потрясли не только гостей, но и местных жителей.

Участники акции «В Балаково нельзя не влюбиться»

14 октября 7А класс принял активное участие в мероприятии по благоустройству территории, прилегающей к школьному стадиону. Ребята считают, что школа – это наш общий дом, и большую часть времени они проводят именно в школе, которую любят и хотят видеть красивой не только изнутри, но и снаружи. Действительно, охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности. Ребята не могут не согласиться со словами А.П. Чехова: «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». Участие в субботнике способствовало  воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу.

Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов.  Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, района, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю города, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.  Самые распространенные:

  • лекция (учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится);
  • урок-экскурсия (музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы — все это пробуждает интерес к истории, воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания). Но для проведения экскурсии требуется специальная Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна, помогает школьникам стать современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

В 2018 году 7А класс, в котором я являюсь классным руководителем, принимал участие в областном конкурсе «Лучший ученический класс». II этап  конкурса был посвящен экскурсионной деятельности. За 2 месяца мы с ребятами совершили 28 различных экскурсий, на некоторых из них хотелось бы остановиться.

С целью углубления знаний учащихся МАОУ СОШ №26 краеведческой, экологической и патриотической направленности 7А класс с экскурсией посетили село Малое Перекопное. Там они побывали в храме Святой Троицы, основанном в 1833 году. Узнали его историю, побывали на колокольне храма: ребятам объяснили значение самого большого колокола на колокольне (набатный колокол) и даже позвонили в колокола, отчего ребята пришли в большой восторг. Затем мы посетили сельское подворье, где учащимся разрешили собрать яйца из гнезд курей. Покормили овец из рук. Заключительным этапом нашей экскурсии было изготовление кукол-оберегов, знакомство с бытом и традициями селян древней Руси. Мурашова Елизавета делится своими впечатлениями от поездки: «На экскурсии нам предоставили возможность побывать на колокольне, зайти в церковь. Также нас отвезли в сельскую школу. Путь до колокольни был высок, но мы все поднялись. Вид открывался красивейший, нам даже позволили позвонить в колокола, что всех удивило и порадовало. Наш дальнейший путь был направлен в церковь, где рассказали об истории самой церкви и интересные факты.  В сельской школе тоже было интересно. Там мы были в нескольких классах, посетили музей школы, где были, на наш взгляд, странные письма, костюмы, посуда, портреты и многое другое. В этой же школе нас покормили, обед был простым, но сытным.  В целом экскурсия нам очень понравилась. Мы купили себе сувениры из церкви, а также забрали себе домой «Диктант», который мы писали старинными ручками, как писали еще наши прабабушки и прадедушки! Поездка была необычной и увлекательной, даже путь к селу был полон предвкушения!»

 2 декабря ребята посетили закрытый военный городок Шиханы-2, где находится отдел Вольского краеведческого музея "Усадьба героя Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова" и соприкоснулись с историей.
Гостеприимно распахнул свои двери отреставрированный графский дом в готическом стиле с башнями-шпилями. В особняке воссоздана обстановка бывших хозяев усадьбы: портреты членов семьи, мебель, светильники, шторы, ковры, предметы быта и личные вещи. Также в здании находятся два зала большой и малой картинной галереи, и зал истории образования посёлка и усадьбы. Ребята с большим вниманием слушали рассказ экскурсовода о непростой судьбе графского дома и его обитателей.

В музее при центре военно-патриотического воспитания молодежи и подростков "Набат" ребятам рассказали о военной эпохе и находках с мест боевых действий времён ВОВ (личные вещи бойцов, вооружение и т.д.), даже побывали в блиндаже.

В экспозицию музея входят предметы, некогда принадлежавшие солдатам и привезенные балаковскими ребятами с мест раскопок. Это образцы оружия, детали экипировки, предметы нехитрого военного быта, личные вещи солдат, капсулы, в которые вкладывались записки с персональными данными бойцов, медали, ордена, знаки отличия.

Сейчас экспозиция музея насчитывает почти тысячу экспонатов, но коллекция ежегодно пополняется. И это не только предметы, которые ребята привозят из экспедиций, но и вещи, принесенные балаковцами и когда-то принадлежавшие их отцам и дедам.

Представлены в экспозиции музея и образцы немецкого вооружения, вещи немецких солдат. Воспитанники отряда «Набат» ежегодно отправляются в поисково-археологические экспедиции в рамках Всероссийской программы «Вахта памяти», где принимают участие в раскопках на местах боевых действий времен Великой Отечественной войны, помогают в опознании и захоронении останков.

Посетив  Музей истории города, нам посчастливилось побывать на презентации фильма студии «Отечество» о нашем земляке Владимире Николаевиче Перегудове. В.Н.Перегудов – это конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит». Ребята узнали много нового и удивительного из жизни великого конструктора.

Владимир Николаевич Перегудов родился в 1902 году в селе Балаково, в крестьянской семье. До революции глава семьи Николай Перегудов работал приказчиком у купца - хлеботорговца Менькова, затем сторожем и хлебоприемщиком. Мать – домохозяйка. После окончания балаковской средней школы Владимир Николаевич Перегудов совместно с другом Сергеем Георгиевичем Турковым по призыву Комсомола отправляются в Петроград.

В.Н. Перегудов прошел путь от инженера секции подводного плавания НТК ВМС до начальника бюро СКБ-143. Все это время он был неразрывно связан с проектированием и строительством подводных лодок. Трижды был в заграничных командировках для изучения иностранного опыта строительства подлодок: 1930 год – Италия (4 месяца), 1932 -1933 Германия (6 месяцев), 1936 – Америка (2 месяца).

Не миновала Владимира Николаевича и волна репрессий 30-х годов. Первой жертвой из его окружения становится друг детства С.Г. Турков. После отказа дать показания против Туркова, приходят за самим Перегудовым. 14 ноября 1938 года он арестован «за агитацию и пропаганду хорошей жизни на западе». Несмотря на угрозы и избиения, Владимир Николаевич так и не подтвердил ложных обвинений и спустя 10 месяцев был освобожден из-за недостатка улик.

С сентября 1952 года по январь 1959 Владимир Николаевич - главный конструктор, возглавляющий коллектив специалистов, разработавших за короткий срок первую атомную подводную лодку СССР - «К 3». Для коллектива этого бюро создание лодки с атомной энергетикой являлось сверхзадачей, не имевшей аналогов в истории отечественного подводного кораблестроения. Капитан первого ранга В.Н. Перегудов был удостоен звания «Герой Социалистического Труда», награжден орденами Ленина (дважды), Красной звезды, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны II степени (дважды) и многими медалями.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

     Таблица №1. Результативность участия в конкурсах 2015-2016, 2016 - 2017 учебные годы

Название конкурса

Количество участников

Количество победителей и призеров

Межмуниципальный фестиваль «Эврика – 2016»

4

4

Муниципальные краеведческие чтения, посвященные 80-летию Саратовской области

4

4

VI региональный фестиваль конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Свой путь к открытиям»

1

1

Межмуниципальный Интернет-конкурс творческих работ «Саратовский край, живи в веках и процветай»

17

17

IV региональный конкурс творческих работ «Здоровая нация – процветание России»

9

9

Муниципальный конкурс творческих работ учащихся «Мой родной край»

2

2

Научно-практическая конференция «Электронная школа – 2020»

2

2

V региональный конкурс творческих работ «Здоровая нация – процветание России»

8

6

Межрегиональный конкурс сочинений «С книгой по жизни»

1

1

Региональный конкурс «Моя планета»

4

4

 

Внеурочная работа в школе разнообразна.

  • классные часы на темы «Мои земляки», «Наш заповедный уголок», «Что я знаю о городе?» и др.;
  • викторины «Люби и знай свой край», «Исследователи Саратовского края»;
  • акция «Мы помним…», посвящённая окончанию Второй Мировой войны;
  • акция «Обелиск», посвящённая окончанию Великой Отечественной войны;
  • заочное путешествие «Старый город»;
  • оформление стендов;
  • экологические субботники «Сделай школу чище»;
  • экскурсии по памятным местам города;
  • составление родословных;
  • конкурс сочинений.

Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота.

Таким образом, в школе сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии.     Краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

   История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

 

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 240 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0