[ Скачать с сервера (637.5 Kb) ] | 15.10.2018, 22:06 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В последние годы в школе поднялся интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.
Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся:
Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест. Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Многое зависит от личности педагога. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше. 7 сентября 2017 года на базе МАОУ СОШ № 26 прошло мероприятие «Город судьбы моей». Данное событие было приурочено к празднованию 255 – летия города Балаково. На мероприятии присутствовали кандидаты в Областную Думу Чепрасов Иван Васильевич и Болякина Ольга Владимировна. Волонтеры 7А класса организовали акцию «В Балаково нельзя не влюбиться», в ходе которой раздали гостям и жителям микрорайона самостоятельно изготовленные буклеты о родном городе, в которых рассказали о достопримечательностях нашего города. Ребята отметили, что чувство малой Родины будет всегда жить в их сердцах. Ведь именно от родного края начинаются пути – дороги в большую жизнь. Выступили с призывом любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Цель акции была достигнута: ребята перед жителями микрорайона открыли чудесный и загадочный мир исторических фактов родного города, которые потрясли не только гостей, но и местных жителей. Участники акции «В Балаково нельзя не влюбиться» 14 октября 7А класс принял активное участие в мероприятии по благоустройству территории, прилегающей к школьному стадиону. Ребята считают, что школа – это наш общий дом, и большую часть времени они проводят именно в школе, которую любят и хотят видеть красивой не только изнутри, но и снаружи. Действительно, охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности. Ребята не могут не согласиться со словами А.П. Чехова: «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». Участие в субботнике способствовало воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу.
Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, района, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи. История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю города, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления. Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы. Самые распространенные:
В 2018 году 7А класс, в котором я являюсь классным руководителем, принимал участие в областном конкурсе «Лучший ученический класс». II этап конкурса был посвящен экскурсионной деятельности. За 2 месяца мы с ребятами совершили 28 различных экскурсий, на некоторых из них хотелось бы остановиться. С целью углубления знаний учащихся МАОУ СОШ №26 краеведческой, экологической и патриотической направленности 7А класс с экскурсией посетили село Малое Перекопное. Там они побывали в храме Святой Троицы, основанном в 1833 году. Узнали его историю, побывали на колокольне храма: ребятам объяснили значение самого большого колокола на колокольне (набатный колокол) и даже позвонили в колокола, отчего ребята пришли в большой восторг. Затем мы посетили сельское подворье, где учащимся разрешили собрать яйца из гнезд курей. Покормили овец из рук. Заключительным этапом нашей экскурсии было изготовление кукол-оберегов, знакомство с бытом и традициями селян древней Руси. Мурашова Елизавета делится своими впечатлениями от поездки: «На экскурсии нам предоставили возможность побывать на колокольне, зайти в церковь. Также нас отвезли в сельскую школу. Путь до колокольни был высок, но мы все поднялись. Вид открывался красивейший, нам даже позволили позвонить в колокола, что всех удивило и порадовало. Наш дальнейший путь был направлен в церковь, где рассказали об истории самой церкви и интересные факты. В сельской школе тоже было интересно. Там мы были в нескольких классах, посетили музей школы, где были, на наш взгляд, странные письма, костюмы, посуда, портреты и многое другое. В этой же школе нас покормили, обед был простым, но сытным. В целом экскурсия нам очень понравилась. Мы купили себе сувениры из церкви, а также забрали себе домой «Диктант», который мы писали старинными ручками, как писали еще наши прабабушки и прадедушки! Поездка была необычной и увлекательной, даже путь к селу был полон предвкушения!» 2 декабря ребята посетили закрытый военный городок Шиханы-2, где находится отдел Вольского краеведческого музея "Усадьба героя Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова" и соприкоснулись с историей. В музее при центре военно-патриотического воспитания молодежи и подростков "Набат" ребятам рассказали о военной эпохе и находках с мест боевых действий времён ВОВ (личные вещи бойцов, вооружение и т.д.), даже побывали в блиндаже. В экспозицию музея входят предметы, некогда принадлежавшие солдатам и привезенные балаковскими ребятами с мест раскопок. Это образцы оружия, детали экипировки, предметы нехитрого военного быта, личные вещи солдат, капсулы, в которые вкладывались записки с персональными данными бойцов, медали, ордена, знаки отличия. Сейчас экспозиция музея насчитывает почти тысячу экспонатов, но коллекция ежегодно пополняется. И это не только предметы, которые ребята привозят из экспедиций, но и вещи, принесенные балаковцами и когда-то принадлежавшие их отцам и дедам. Представлены в экспозиции музея и образцы немецкого вооружения, вещи немецких солдат. Воспитанники отряда «Набат» ежегодно отправляются в поисково-археологические экспедиции в рамках Всероссийской программы «Вахта памяти», где принимают участие в раскопках на местах боевых действий времен Великой Отечественной войны, помогают в опознании и захоронении останков. Посетив Музей истории города, нам посчастливилось побывать на презентации фильма студии «Отечество» о нашем земляке Владимире Николаевиче Перегудове. В.Н.Перегудов – это конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит». Ребята узнали много нового и удивительного из жизни великого конструктора. Владимир Николаевич Перегудов родился в 1902 году в селе Балаково, в крестьянской семье. До революции глава семьи Николай Перегудов работал приказчиком у купца - хлеботорговца Менькова, затем сторожем и хлебоприемщиком. Мать – домохозяйка. После окончания балаковской средней школы Владимир Николаевич Перегудов совместно с другом Сергеем Георгиевичем Турковым по призыву Комсомола отправляются в Петроград. В.Н. Перегудов прошел путь от инженера секции подводного плавания НТК ВМС до начальника бюро СКБ-143. Все это время он был неразрывно связан с проектированием и строительством подводных лодок. Трижды был в заграничных командировках для изучения иностранного опыта строительства подлодок: 1930 год – Италия (4 месяца), 1932 -1933 Германия (6 месяцев), 1936 – Америка (2 месяца). Не миновала Владимира Николаевича и волна репрессий 30-х годов. Первой жертвой из его окружения становится друг детства С.Г. Турков. После отказа дать показания против Туркова, приходят за самим Перегудовым. 14 ноября 1938 года он арестован «за агитацию и пропаганду хорошей жизни на западе». Несмотря на угрозы и избиения, Владимир Николаевич так и не подтвердил ложных обвинений и спустя 10 месяцев был освобожден из-за недостатка улик. С сентября 1952 года по январь 1959 Владимир Николаевич - главный конструктор, возглавляющий коллектив специалистов, разработавших за короткий срок первую атомную подводную лодку СССР - «К 3». Для коллектива этого бюро создание лодки с атомной энергетикой являлось сверхзадачей, не имевшей аналогов в истории отечественного подводного кораблестроения. Капитан первого ранга В.Н. Перегудов был удостоен звания «Герой Социалистического Труда», награжден орденами Ленина (дважды), Красной звезды, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны II степени (дважды) и многими медалями.
Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней. Таблица №1. Результативность участия в конкурсах 2015-2016, 2016 - 2017 учебные годы
Внеурочная работа в школе разнообразна.
Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота. Таким образом, в школе сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии. Краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России. История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 240 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |