ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
[ Скачать с сервера (76.5 Kb) ]14.08.2015, 12:35

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у

детей завтра.

Джон Дьюи

 

Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Сегодня общеобразовательные школы отходят от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок  имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".   

Большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: "Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Я нашла для себя путь решения этой проблемы – это проектно-исследовательская деятельность. Причём я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектно- исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики, даже те, кого я называю "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом. 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Считаю, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.

Я считаю, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. 

В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним - подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели.

Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить".

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность - это один из способов достижения метапредметных результатов обучения.  Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку XXI века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, умение ставить и решать проблемы и т.п.

На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. Мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе. 

Урок литературы - это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями. 

Проектная деятельность при изучении литературы приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) подчеркивается, что «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи»[1].

Проектная деятельность помогает решать все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.

Я стараюсь находить прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей. Это, конечно, творческие и игровые проекты. Творческий проект является продолжением урока литературы. Он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы "прекрасное мгновенье" было продолжено. А игра, на мой взгляд, основной вид деятельности не только младших школьников, но и детей пятых-шестых классов. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти нужную форму игры, органично «вплести» её в ткань урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей.

Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, это драматизация, инсценирование. Предлагаю вашему вниманию успешно реализованный обучающимися 5Б класса творческий проект по народной драме "Озорник Петрушка". Нами была выдвинута гипотеза: если в России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения, по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха, если Петрушка осознавался главным и едва ли не единственным героем русского кукольного театра, то в  чем сила этого персонажа?

Целями проекта были:

-  изучить   историю народного театра Петрушки;

- показать, как представления Петрушки тесно переплетались с событиями, происходящими в стране.

Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи:

узнать, где и когда появился Петрушка; 

выяснить происхождение его имени, внешности, голоса, какие сцены входят в состав комедии; 

определить его родство с иностранными персонажами кукольных театров; 

представить теоретический материал в виде альбома рисунков детей и театральной постановки.

Были определены методы исследования: изучение литературных источников (справочно-энциклопедической литературы); изучение материала интернет - ресурсов по теме проекта; создание альбома эскизов костюмов героев; сценическая постановка отдельных сцен; анкетирование учащихся 5-ых классов, бабушек и дедушек.

В процессе работы над проектом обучающиеся разделились на творческие микрогруппы: историки выясняли, кто такой Петрушка и что представляет собой народный театр; иллюстраторы готовили проект афиши; художники-костюмеры подготовили проекты костюмов героев; сценаристы разработали рекомендации для актеров в виде памяток; актеры исполняли пьесу в лицах; театральные критики оценивали выступления актеров по разработанным критериям.

На этапе рефлексии обучающиеся отметили, что участие в подобном проекте было для них познавательным, увлекательным. Они узнали, что Петрушка  веселый, находчивый, остроумный, не боится никого. Умеет повеселиться сам и повеселить других. О себе и своих бедах говорит с юмором. Всех победил в этой пьесе. Также дети отметили, что   учились выступать, выразительно читать слова, перед публикой не стесняться и играть свою роль, не отвлекаясь ни на что.  Они пробовали составлять проект, сценарий, учились работать в группах, слушать и слышать друг друга.  И это было сложно. "Нам было трудно выступать перед зрителями, но мы старалась. Главное – выразить характер героя. Мы все учились смелости, хотели быть настоящими артистами" (Даша В.)

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Результаты проектной деятельности обучающихся были представлены на заседании школьного научного общества "Ботан". Обучающиеся стали призерами межмуниципального фестиваля ученических проектов "Эврика" (2 место) и фестиваля компьютерных искусств на XXXIII Международной конференции "Школьная информатика и проблемы устойчивого развития" в секции "Ученики" (2 место).

Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, прошедшие через чувство, действие. 

Творческий проект – это желание читать, думать, спорить, анализировать. Это декорации, афиши, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя. Я, как руководитель проекта, наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником. Провожу беседы и консультации с детьми, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.

Так, в 11 классе был реализован проект по творчеству Маяковского.

В своей практике провожу творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких примеров является зачёт после изучения темы "Басни Крылова". Учащиеся делятся на группы (по своему желанию), выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации, костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте (за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего творчества, так называемый проектный продукт. 

Мы, учителя русского языка и литературы, как никто другой, развиваем интеллект, креативное мышление и творческие способности наших детей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство, через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников.

Работа по созданию проектов очень интересна как для учителя, так и для учащихся, но сколько она занимает сил и времени… Зато радует всегда её результат. "Начинкой" творческих проектов являются опорные схемы-конспекты, сказки для усвоения программного материала, интепретация прочитанного художественного произведения, инсценирование собственного результата творческой деятельности.

Обязательным этапом является самооценка достигнутых результатов по алгоритму ученической рефлексии. 

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете,   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.  Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

"Комфорт" в переводе с английского - поддержка, укрепление. Комфорт - это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

(Предполагается работа в группах: подберите ассоциации со словосочетанием "современный урок". Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове комфорт).

 

Так что же для  нас современный урок ? Это  урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Современный урок прежде всего должен быть проблемным. Поэтому учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э. Лессинга "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами". 

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 516 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0