Совершенствование педагогического мастерства учителя через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях
[ Скачать с сервера (10.00 Mb) ]14.08.2015, 12:26

 «Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя».

  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование  учительского корпуса. Новая школа требует сегодня  нового учителя. Современному педагогу становится необходимым  постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной,  правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Аттестация педагогов, повышение квалификации
  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

 Концепцией модернизации российского образования определена первоочередная задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования - сложнейшая и одновременно интереснейшая задача, к решению которой существует  великое множество путей. На мой взгляд, это — профессиональный рост учителя, совершенствование педагогической компетентности, развитие творческого потенциала, огромный интерес к работе, стремление к самосовершенствованию, самопознанию,  активная жизненная позиция.

     Профессия педагога - один из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога — воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми. Каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

    Для того чтобы повысить свой профессиональный  уровень, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволяют включиться в различные формы интерактивной работы и систематически побуждают к самоанализу, саморазвитию.

Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию сформированной.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

 

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

 

Определим составляющие этой потребности. Скажите, пожалуйста, какие мотивы, побуждают  учителя к самообразованию? (ответы)

 • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации:

 • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовлетворение:

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребѐнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

 • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, стимулирование, надбавки, звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

 • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Сегодня каждый педагог может самостоятельно определять наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. (мой план самообразования)

Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, мы не останавливается только на традиционных формах работы.  К формам работы с педагогами можно отнести: 

  • активные формы при проведении методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;
  • методическую неделю, включающую в себя  проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет. Во многих школах педсовет был и остается одной из форм повышения профессионального мастерства учителя. Педсовет стал поисково-познавательным инструментом, с помощью которого учителя ищут ответы на актуальные вопросы педагогики, сверяют, уточняют свои позиции, ведут творческий поиск. При подготовке выступлений к педсовету каждый учитель тщательно анализирует все мероприятия, проводимые им, что способствует самоанализу деятельности учителя, более глубокому анализу учебной деятельности школьников.

(педсовет по патриотическому воспитанию)

     Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

      Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных, моральных и материальных, — но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

ü  развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

ü  развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

ü  создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

ü  внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

ü   замена административных методов оценки членов коллектива;

ü  повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

ü  проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

ü  стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу

 Подготовка и участие в конкурсах  становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

 Готовясь к конкурсам,  часто обращаюсь  к ученикам. Многое делаем вместе. И этот творческий процесс дает столько заряда! Стараюсь и ребят привлекать к участию в таких мероприятиях.

В течение нескольких лет учащиеся неоднократно становились победителями и призерами различных смотров и конкурсов муниципального и регионального уровня.

        Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом.

       Мобильность педагога, умение  шагать в ногу со временем, быстро и эффективно получать и применять новые знания для внедрения в процесс обучения - одно из необходимых условий творческого и эффективного подхода к обучению. Необходимо создать  пространство в сети, дающее возможность учителям найти ответы на волнующие вопросы, проявить свою активность и повысить профессионализм. Решением этой проблемы становится сетевое объединение творческих сил педагогов, ориентированных на максимально эффективное применение новейших технологий в обучении.                         

       Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, делиться собственным опытом работы, представлять на конкурсной основе методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.

        Мы активно сотрудничаем со следующими "друзьями"-сайтами (см. презентацию)

      Таким образом, если обратиться к основной идее приоритетного национального проекта, а именно к значительному повышению степени удовлетворенности граждан системой образования, то становится очевидным, что проведение любого педагогического конкурса работает на реализацию этой идеи.

     Победитель  педагогического конкурса — это не абстрактный абсолютный эталон профессионального мастерства, а только лучший среди тех, кто принимал участие в конкретном конкурсе.

        Несомненно, эта победа не является конечным результатом деятельности учителя. Это огромная ответственность за свои будущие поступки, это тот рубеж, взяв который, нельзя останавливаться, а надо идти дальше и дальше.

Я думаю, важная миссия учителя-конкурсанта — привлечь коллег к участию в различных конкурсах! Чтобы открыть новые таланты, создать плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста педагогов!

Рефлексия. По пятибалльной шкале оцените нужность конкурсов для себя в профессиональном и личностном плане на «5» - 14 человек (78 % ответивших), на «4» - 2 (11%), на «3» - 2 (11%). Многие педагоги отмечают, что участие в профессиональных конкурсах требует много душевных сил, отнимают много времени, остаются «волнительные» и «переживательные» впечатления, в то же время они способствует  систематизации личного опыта участника, стимулирует его профессионально-методический рост и развитие, помогает раскрыться творчески, повышают самооценку(5 ответивших), является площадкой для обмена опытом, позволяет держать «руку на пульсе».  

Категория: Обмен опытом | Добавил: МарВи
Просмотров: 4993 | Загрузок: 97 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каналов
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0